Приказом Минфина России от 27 декабря 2017 г. № 255н вносятся изменения в порядок применения бюджетной классификации, предусматривающие уточнение порядка применения кодов КОСГУ. Вкратце, добавляются новые коды экономической классификации, которые будут конкретизировать существующие статьи доходов и расходов.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России и до окончания регистрации не применяется, но некоторые финансовые отделы казначейства уже стали требовать их использование в своих учетных программах.
По комментариям фирмы “1С” изменения по приказу № 255н в конфигурациях будут внесены после его официального вступления в силу. До этого времени фирма “1С” настоятельно рекомендует самостоятельно не вносить изменения в справочники бюджетной классификации, не создавать новые элементы справочников “КЭК”, т.к. при этом автоматический переход на новую классификацию будет затруднен. В программах 1С пока нужно использовать “старые” коды.
Предположительно, для внедрения новых кодов в конфигурациях 1С будет использоваться такой же механизм, как и при смене КПС: у КЭК появятся реквизиты “Дата начала” и “Дата окончания”. “Старые” коды будут закрываться 31.12.2017г. Новые создадутся уже с датой начала 01.01.2018г. Всё это нужно, чтобы возможно было формировать отчеты за предшествующие периоды.
Так как в конфигурации “1С:Бухгалтерия государственного учреждения” справочник “КЭК” используется во многих местах: как в документах, так и в регламентированных отчетах, следовательно переход на новую классификацию вряд ли будет быстрым и лёгким. Разработчики просто не успеют изменить конфигурацию в столь короткие сроки. Поэтому в ближайшее время следует ожидать частых обновлений от фирмы “1С”. Изменения в отчетности похоже уже будут в первом квартале 2018 года, по крайней мере в 723 форме.
Пользователям стандартных (неизменённых) конфигураций беспокоиться за переход на “новые” КЭК не нужно. А вот с изменёнными (дописанными) конфигурациями программистам придётся поработать. Стоит обратить внимание на дописанный механизм формирования проводок в документах, пакетный ввод документов. Особое внимание стоит обратить на “Типовые операции” в конфигурации “Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0”, снятые с поддержки: в таких операциях автоматической замены КЭК на “новые” значения не произойдет, придется корректировать операции вручную.
При параллельной работе с программами, использующими “новую” классификацию, например, УРМ Бюджет, автоматическую синхронизацию придется на время отключить. Пусть в УРМ платежные документы будут с новыми кодами, в 1С используйте “старые”, а в комментарии документа можно указать “новые”, чтобы в будущем проще было корректировать их.
Рассмотрим изменения основных кодов классификации.
Статья 120 “Доходы от собственности” детализирована подстатьями 121 – 129:
• Подстатья 121 “Доходы от операционной аренды”. На данную подстатью КОСГУ относятся доходы от арендных платежей, возникающие при предоставлении во временное владение и/или временное пользование материальных ценностей, за исключением арендных платежей при предоставлении земель.
• Подстатья 122 “Доходы от финансовой аренды” – доходы, получаемые по договорам аренды с рассрочкой, а также по договорам лизинга.
• Подстатья 123 “Платежи при пользовании природными ресурсами”.
• Подстатья 124 “Проценты по депозитам, остаткам денежных средств”.
• Подстатья 125 “Проценты по предоставленным заимствованиям – доходы от процентов по предоставленным бюджетным кредитам, ссудам”.
• Подстатья 126 “Проценты по иным финансовым инструментам”
• Подстатья 127 “Дивиденды от объектов инвестирования”
• Подстатья 128 “Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”
• Подстатья 129 “Иные доходы от собственности”
Крупную статью 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат” детализировали подстатьями 131 – 136. Отчетность учреждений Министерства здравоохранения теперь будет более прозрачна, которых во многих отчетах КФО 2 и 7 показывались вместе.
• Подстатья 131 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” – доходы от оказания платных услуг (за исключением доходов от оказания услуг по программе ОМС)
• Подстатья 132 “Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования” – доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых в рамках ОМС (доходы по КФО 7).
• Подстатья 133 “Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)”
• Подстатья 134 “Доходы от компенсации затрат” – возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд; доходы, взимаемые в возмещение фактических расходов, связанных с консульскими действиями; доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек; поступления средств, удерживаемых из заработной платы осужденных; прочие доходы от компенсации затрат.
• Подстатья 135 “Доходы по условным арендным платежам” – доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества; компенсации расходов по оплате коммунальных услуг.
• Подстатья 136 “Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет”.
Статья 140 “Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба” детализирована подстатьями 141 – 145:
• Подстатья 141 “Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)” – доходы от штрафов за нарушение законодательства о закупках, а также за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг.
• Подстатья 142 “Доходы от штрафных санкций по долговым обязательствам”.
• Подстатья 143 “Страховые возмещения”.
• Подстатья 144 “Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)”.
• Подстатья 145 “Прочие доходы от сумм принудительного изъятия” – прочие поступления от штрафов, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств.
Статья 170 “Доходы от операций с активами” дополнена подстатьями 175 и 176:
• Подстатья 175 “Курсовые разницы по результатам пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности загранучреждений”.
• Подстатья 176 “Доходы от оценки активов и обязательств” – На данную подстатью относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых и нефинансовых активов и обязательств, в том числе основных средств, НМА, НПА, материальных запасов.
Подстатьи 175, 176 применяются только применяется только в целях раскрытия информации при составлении бухгалтерской отчетности. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эти подстатьи не используются.
Статья 180 “Прочие доходы” детализирована подстатьями 181 – 184, 189. Эта статья была самая “загруженная“. Все доходы, которые невозможно было отнести на другие статьи, отражались по этому коду. В 721 форме попытались детализировать суммы по КФО, опять же в общей 6-ой графе, но всё же эта строка всегда требовала пояснения. Теперь с подстатьями и подстроками 100 строки в 721 форме будет более ясная картина.
• Подстатья 181 “Невыясненные поступления”.
• Подстатья 182 “Доходы от безвозмездного права пользования” – доходы в виде разницы между суммой арендных платежей по соглашению о безвозмездном пользовании (об аренде на льготных условиях) и суммой справедливой стоимости арендных платежей. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.
• Подстатья 183 “Доходы от субсидии на иные цели” – доходы от субсидии на иные цели (КФО 5).
• Подстатья 184 “Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений” – доходы по КФО 6.
• Подстатья 189 “Иные доходы”.
Статья 220 дополнилась подстатьями 227-229:
• Подстатья 227 “Страхование” – расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями.
• Подстатья 228 “Услуги, работы для целей капитальных вложений” – расходы на разработку проектной и сметной документации для строительства; проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля; установку охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения и иных аналогичных систем, а также работы по модернизации указанных систем; монтажные работы по оборудованию; иные расходы, формирующие капитальные вложения в приобретаемый (создаваемый) объект недвижимости.
• Подстатья 229 “Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами”.
Статья 240 “Безвозмездные перечисления организациям” дополнена подстатьей 243 “Безвозмездные перечисления иным организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг”.
В статье 270 “Расходы по операциям с активами” добавлена подстатья 274 “Убытки от обесценения активов”. На данную подстатью КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие уменьшения стоимости от обесценения активов, не связанного с их амортизацией.
Статья 290 “Прочие расходы”. Наряду со 180 статьёй в доходах, 290 статья – самая “пояснительная” статья расходов. Теперь налоги отделили от штрафов, а сами штрафы еще и детализировали.
• Подстатья 291 “Налоги, пошлины и сборы” – расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов)
• Подстатья 292 “Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах” – расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов.
• Подстатья 293 “Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)” – штрафы за нарушение законодательства о закупках, а также уплате штрафных санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг и иные аналогичные расходы.
• Подстатья 294 “Штрафные санкции по долговым обязательствам” – расходы по уплате штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов.
• Подстатья 295 “Другие экономические санкции”.
• Подстатья 296 “Иные расходы”. Оставшиеся иные расходы, не подпадающие ни под одну подстатью 200 группы, теперь будут собраны здесь.
В группе 300 “Поступление нефинансовых активов” пополнение статьей 350 “Увеличение стоимости права пользования активом”. На данную статью относятся операции, отражающие увеличение стоимости права пользования имуществом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная статья КОСГУ не применяется.
Статья 410 “Уменьшение стоимости основных средств”, как и 420 и 430 соответственно, детализирована подстатьями 411 – 412 (421-422, 431-432). На подстатьях 4х1 будут от реализации ОС, НМА и НПА, и доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с их недостачей. На подстатьях 4х2 – обесценение ОС, НМА и НПА.
Группа 700 “Увеличение обязательств” обзавелась детализацией, связанной с увеличением государственного долга: внутреннего – 710 подстатья, внешнего – 720 подстатья. Уменьшение обязательств теперь проходит по 810 и 820 подстатьям соответственно.
Полный текст Приказа 255н можете прочесть на сайте ИТС.
С классификацией теперь мы знакомы, остаётся ждать изменений в программах 1С. Серьёзных изменений, кстати…